Опыты Европы: Стокгольмский транспорт без синдромов

«Электронная Ивантеевка» продолжает изучать опыты Европы. Мы уже познакомились с безграничным доверием шведского народа к людям и тем, как экологично во всех смыслах они там живут. Теперь посмотрим, что их в рядовой жизни окружает.

Наш специальный корреспондент в Стокгольме подтверждает, что за месяцы жизни впечатление не меняется. Разумеется, и здесь можно столкнуться со знакомыми проблемами. Люди тоже хорошо умеют толпиться и толкаться, а также ставить ноги на сиденье напротив. Или, скажем, по всему городу постоянно что-то строится, а значит – огорожено и перекрыто.

Или вот, например, отменяются электрички. Только в России в этом случае люди набиваются в неготовые к форс-мажору маршрутки и заполняют еще большими пробками дороги, а здесь такие автобусы подгоняют специально и спокойно развозят обиженных пассажиров по нужному им направлению.

Транспорт Стокгольма заслуживает отдельного внимания, чему, собственно, и посвящен следующий материал.

В столице Швеции действуют, помимо автобусов и электричек, трамвайная сеть, метро, отдельное легкое метро и, как это бывает принято, водный транспорт, позволяющий рационально путешествовать с острова на остров, минуя мосты. Всё это покрывается единым проездным, а турникеты в большинстве своем представляют лишь валидаторы, к которым карточку нужно приложить и спокойно идти дальше. Впрочем, станции железной дороги всё-таки оборудованы привычными нам турникетами, и некоторый контингент с удовольствием пройдет в них за вами, это не только у нас так.

Одна беда: если срок действия проездного внезапно закончился, приобрести разовый билет в автобусе невозможно. Вероятно, этим во многом обеспечивается их отточенная работа по графику.

Ветки метро тянутся, в основном, с севера на юг и так же, как в Осло, этаким снопом сжимаются в центре. Скандинавским столицам, конечно, далеко до Москвы по безумию, однако здесь замкнутость транспорта на единый центральный вокзал не вызывает коллапса: в любое время не придется нигде протискиваться, хотя в пиковое – конечно, будет тесновато.

Скоростной трамвай Стокгольма и легкое метро – отдельная история. Маршруты трамваев не пересекаются, и потому каждый из них – самобытен. Где-то его легко перепутать с метро, а где-то само легкое метро незаметно вливается в наземную дорожную сеть, словно трамвай.

Примечателен исторический маршрут, ходящий с острова Юргорден в центр города: там несколько раз в день можно прокатиться на ретро-трамвае с ретро-кондуктором. Ветка специально восстановлена в 1991 году для этих путешествий в прошлое, но оказалась востребована и ныне используется как обычный общественный транспорт. Остальные же трамвайные маршруты – современного устройства.

Электрички ходят на более дальние расстояния, однако, по сути, от метро отличаются незначительно. Путаница усугубляется единым дизайном внутри вагонов. Любопытно, что они состоят, в основном, из сидений по ходу движения «два напротив двух», иногда – по три. Широта их такова, что человек любой комплекции вместе с соседями умещается спокойно, и из прохода его не задевают постоянно. Сравните с подмосковными «планктоновозками».

Если метро и электрички ориентированы «вертикально», то автобусы грамотно накрывают все их ветки поперек. Иного маршрута нужно ждать по 20 минут, но при наличии расписания это не проблема, а автобусы следуют ему идеально. В тот же аэропорт Арланда можно добраться как экспрессом с центрального вокзала, так и рядовым транспортом – ненамного дольше, но экономнее, хотя находится он более чем в 40 километрах от столицы.

Стокгольм и пригороды пронизаны велосипедными дорожками, так что удачно устроившиеся жители о другом транспорте могут и не думать. Агломерация вообще идеально спроектирована для движения без лестниц, а там, где это неизбежно, есть самый настоящий фуникулер (хоть и небольшой) в свободном доступе для любого желающего.

Устройство Стокгольма на разных уровнях – это то, что бросается в глаза. Тут и там друг друга в параллельных плоскостях пересекают автомобильные дороги и мосты над ними, рельсы и реки, а казавшийся нижним этаж становится далеко не нижним с другой стороны здания. В России из крупных городов такое можно наблюдать разве что в Казани, что уж говорить о мелких. При этом наша страна в той ее части, которая пригодна для проживания, очевидно меньше страдает от борьбы со скалами и прочими «милостями» природы.

Кстати, о скалах: мы намеренно не воспеваем здесь лишний раз местное метро, которое многими считается красивейшим в мире. Его станции действительно впечатляют, ведь они буквально выдолблены в горной породе и практически нигде не обработаны. Этакая природная версия шведского «икеевского» дизайна: просто и без излишеств.

Одна из самых красивых станций – «Сольна», ведущая к главному стадиону столицы – «Френдс Арене». На нем играет местный АИК, чьи фанаты интерьеры самой станции метро не трогают, а вот переходы расписать граффити, конечно, горазды. Но вообще Стокгольм – исторически не самый футбольный город страны, где есть Мальмё и Гётеборг. Отдельного внимания заслуживает Олимпийский стадион, где до недавнего времени играл «Юргорден», но теперь он считается не отвечающим требованиям европейских ассоциаций.

«ИКЕА» в Стокгольме одна и большая. Если вокруг Москвы и других российских городов шведам приходится заводить целые торгово-развлекательные комплексы, чтобы отбить аренду земли, то у себя дома сама компания таким привлекательным объектом и является. Дети тащат родителей не столько за мебелью, сколько пообедать фрикадельками – ровно как в «Макдоналдс».

В этот момент мы снова вспоминаем, что жить в Скандинавии – дорого. Наблюдается некоторая проблема с едой: у активно потребляющих кофе шведов весь общепит основан на кофейнях, где вам в первую очередь нальют и только потом уже предложат максимум сэндвичи. Более национальную еду встретить трудно: это будет либо случайная небольшая кофейня, либо пафосный ресторан. В остальном же приходится обращать внимание на общемировые сетевые заведения. Кстати, на местную сеть Wayne’s Cofee пока почти не решается нападать «Старбакс», на порядок цен в котором и стоит ориентироваться для представления о среднем чеке в Стокгольме.

Погрустив о прекрасности, но дороговизне цивилизованного мира, делаем небольшую передышку и отправляемся в более близкий русскому человеку город. На очереди – Берлин. Почему близкий? Об этом и пойдет речь в следующем выпуске.

Автор: Константин Сахаров
Фотограф: Wikipedia

Рубрики


Комментарии

Дормидонт Никодимыч чт, 19/12/2013 - 03:52 пишет:

и к чему сей пост?

konsugar чт, 19/12/2013 - 14:29 отвечает:

https://e-vanteevka.ru/node/1947

«Электронная Ивантеевка» открывает новую рубрику: читатели смогут практически своими глазами посмотреть на Европу и сравнить устройство жизни в ней с российским. Наш портал, как известно, особенно внимательно следит за реализацией понятия “liveable city” хотя бы в отдельно взятом пригороде, но не ускользнет от внимания и человеческий фактор.