Как отвлечь детей от гаджетов

Увлечение детей гаджетами вместо нормальной коммуникации, возможно, становится одной из причин школьных трагедий. Однако реагировать на это тотальным запретительством бесполезно.

Психолог, методист школы программирования «Алгоритмика» Татьяна Знобищева рассказывает, что важно понимать родителям и педагогам о современных детях, которые не знают, что такое жить в мире без технологий.

ББольшинство родителей жалуются на то, что их дети вместо учебы сидят в телефонах

Когда дети не могут обходиться без своего смартфона или планшета, это пугает. Что они там делают? Листают ленту в социальных сетях, играют или смотрят развлекательный контент?

Для начала давайте попробуем посмотреть на эту проблему с другой стороны. Спросите себя: чем еще увлекается ребенок, есть ли у него возможность дома обсудить с кем-то свои увлечения? Что вы сами ждёте от своих детей? Как часто, находясь рядом с ребёнком, вы увлечены просмотром собственной ленты в Фейсбуке, сериала или разговором по телефону?

Зачастую у детей просто нет альтернативы. Если мама постоянно общается в социальных сетях, а папа за обедом решает рабочие вопросы по телефону или за компьютером, то что остается ребёнку?

ДДети не виноваты, что родились в период развития технологий

Чему бы мы не учили детей в школе, всё это изменится, когда они начнут свою трудовую деятельность. И порой кажется, что даже младшие школьники это понимают, а многие взрослые ещё нет. Может ли что-то сделать педагог для детей, учитывая то, что учитель уже не является единственным источником знаний?

Вот случай из моей практики. Ко мне обратилась за советом учительница, которая преподает историю искусства. В её арсенале преобладали обычные уроки: лекция, учебник, конспект, вопросы в конце параграфа. Как все помнят, это не самый обязательный предмет в школе, и дети его постоянно саботировали. Я предложила однажды уйти от лекционного формата и организовать проектную работу в командах с распределением обязанностей, поиском темы, презентацией. Следующий урок прошел замечательно: дети были довольны, активно участвовали в уроке. Всю информацию они нашли самостоятельно, изучили и обсудили.

ВВыстраивать и придумывать новые форматы сложно, но нужно

Эксперты отмечают, что в будущем детям больше пригодятся практические навыки. Такие компетенции как коммуникация, умение работать в команде, логическое и критическое мышление — это то, что важно включать в образовательную систему, чтобы школьники умели адаптироваться к любым изменениям в мире технологий.

 

И оказывается, когда мы строим образовательный процесс вокруг формирования этих навыков, детям становится намного интересней учиться.

В традиционном формате у учителя две роли — транслировать знания и контролировать успеваемость. А ребенку остается только пассивно запоминать и усваивать информацию. Чаще всего рассказу учителя ребенок предпочтет игру в телефоне.

А для формирования навыков от ребенка требуется активное участие. На первое место выходит не передача знаний, а коммуникация, самостоятельный поиск информации, взаимодействие в команде, умение критически оценить полученный результат. И у нас есть наглядные доказательства, что при такой организации учебного процесса дети охотно переключаются от гаджетов на созидательную деятельность.

ККогда преподаватель настраивается на общение и эксперименты, то у него есть все шансы привлечь внимание

Вот пример из практики, который демонстрирует, как охотно дети учатся, когда в основе образовательного процесса лежит коммуникация. На одном из занятий в нашей школе программирования «Алгоритмика» мы объединили детей (8 лет) в пары и предложили им в первой половине урока стать разработчиками, а во второй — тестировщиками (то есть теми, кто проверяет код программистов). В итоге, дети находили разные варианты, как решить задачу, как её проверить, обсуждали, почему появились ошибки, предлагали улучшения. Большинство решило минимум две задачи из трёх, и не было таких, кто остался в стороне.

 

И еще одна история про активного мальчика лет восьми, который весь урок постоянно разговаривал. В том числе он рассказывал о своем блоге на YouTube. Преподаватель «Алгоритмики» вместо того, чтобы «поставить его на место», попросил научить, как это делается. Ребёнок с радостью устроил мастер-класс для всей группы и в итоге сделал настоящий репортаж с занятия. Все дети остались в восторге от урока, и при этом усвоили весь необходимый материал.

РРодители и педагоги должны предложить ребёнку такие активности, ради которых он сам отложит телефон или планшет

Запреты — это всегда временная и неэффективная мера. Чем больше мы искусственным путем ограничиваем что-либо — тем сильнее дети сопротивляются и тем меньше взаимодействуют со взрослыми. Вместо строгих запретов на использование техники и гаджетов, надо предлагать ребёнку альтернативу, и тогда необходимость в ограничениях отпадет сама собой.

Мы в «Алгоритмике» уверены, что образовательный процесс, в котором дети сами могут найти решение, а потом научат родителя или педагога — это интереснее, чем лента в социальной сети или онлайн-игры. Наш методический отдел учит преподавателей, как заинтересовать ребёнка и превратить увлечение гаджетами в полезное хобби. В будущем это может перерасти в перспективную профессию. Если ваш ребенок не станет программистом, он получит важные и полезные навыки, благодаря которым он будет осознанно выбирать, когда ему нужны гаджеты, а когда — нет.


 

Фотограф:

Рубрики:

Комментарии

© 2011-2018 "Электронная Ивантеевка".Все права защищены
Учредитель, главный редактор - Антонов В.М. Электронный адрес редакции: e-iv2016@mail.ru.  Настоящий ресурс может содержать материалы 12+

Сайт "Электронная Ивантеевка". Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-51764, выдано Роскомнадзором. При любом использовании текстовых материалов сайта ссылка на источник обязательна. Правовая информация.

Редакция
e-iv2016@mail.ru 

Создано на Drupal