Опыты Европы: От пенникеллы до шакерато

«Электронная Ивантеевка» продолжает оценивать европейские города взглядом не туриста, а простого жителя, и взгляд этот становится всё критичнее. По сравнению с выхолощенной Скандинавией другой континентальной Европе сложнее поразить тем, как здорово что-либо устроено.

В пристрастный объектив вашего корреспондента попали два принципиально разных города: курорт на Адриатическом море — Римини — и второй по величине населенный пункт страны, настоящий мегаполис — Милан. Давайте посмотрим, как всё устроено в Италии.

Курортные города — всегда отдельный жанр, но Римини, несмотря на принадлежность к Италии, умудряется быть вовсе не безумным, а вполне степенным. Это впечатление развеивают лишь бурные вечерние посиделки за длинными столами в кафе да путешествия общественным транспортом на любые расстояния. В Италии очень любят громко общаться, не обращая внимание на окружающих: они, очевидно, должны быть к этому адаптированы. Социопатам хорошо подходят велосипеды: на них едешь по одному.

В итальянских городах и в Римини в частности встречается довольно неожиданный прием в организации дорожного движения: велосипедные дорожки то и дело прерываются не светофорами, а знаками «Конец велосипедной дорожки». Нам как бы говорят: вы можете не слезать и ехать дальше, но ответственность – полностью на вас.

Впрочем, в Римини всё настолько расслабленно, что на велосипедах ездят где угодно и аварий при этом не создают. Да и выделенные дорожки проложены, в основном, в парках и вдоль длинных прямых улиц, а ведь попасть на них тоже как-то нужно. Отдельной трудностью могло быть одностороннее движение на многих улочках, но велосипедисты не смотрят и на эти знаки.

Автомобилисты, в свою очередь, не поглядывают на велосипедистов свысока и считают их за полноправных участников движения даже прямо по автомобильным полосам. Одним словом, и без насыщенной паутины велодорожек здесь можно почувствовать, насколько удобно пользоваться этим видом транспорта и насколько оправдано повальное увлечение им в Европе.

К сожалению, это единственное, за что город можно похвалить в плане организации инфраструктуры. Из общественного транспорта здесь представлены автобусы и троллейбусы, дублирующие маршруты друг друга, а также секретный паром. Нужен он для того, чтобы долго не обходить портовый канал, значительно разделяющий прибрежные части города. Паром настолько неформален, что графика у него нет, а если вы подошли к берегу и застали судно на противоположном, то, согласно инструкции, нужно привлечь внимание паромщика любыми удобными сигналами – и он приплывет к вам.

Что касается автобусов, то они работают нормально до тех пор, пока не встречаются с пиковыми ситуациями. В частности, в близлежащем Риччоне есть аквапарк, который начинает работу утром и завершает ровно в 18 часов. Если по направлению к нему посетители распределяются по заездам равномерно, то уехать обратно становится адским испытанием.

Турникетов в транспорте нет, билеты необходимо добровольно валидировать в устройствах по всему салону. Но когда машину берут штурмом, ни о какой валидации речи быть не может. Кто-нибудь ушлый, даже сам аквапарк, мог бы запускать к закрытию собственные маршруты для развоза посетителей и собирать за них деньги, но почему-то этого не сделано.

В Римини, если очень хочется, билеты допустимо приобретать и у водителя, но стоят они вдвое дороже. В более крупных городах всё не так просто и билеты нужно искать заранее. Скажем, в Милане найти точку продажи — особый квест. На многих станциях метро и электричек, особенно центральных, автоматы, конечно же, есть, но если вы двигаетесь по городу вдали от рельсового транспорта, спасут вас только избранные табачные киоски или бары. Что характерно, и сами заведения с едой, как ни странно, попадаются в мегаполисе далеко не на каждом шагу; но о том, что еще сложно найти в Милане, мы расскажем ниже.

В Римини, как положено курорту, кафе и рестораны повсеместны. И, наверное, в целом сложно в Италии наткнуться на заведение с плохой кухней: там это религия и недорабатывать себе никто не позволит. Из минусов: в редких местах вас могут не понять по-английски.

Остановки в салоне риминийского транспорта не объявляются и не показываются на табло, поэтому следить за ними возможно только в окно. Ситуация усугубляется тем, что формально очень многие из них являются остановками по требованию, что требует особой сноровки. Впрочем, обычно автобус/троллейбус останавливается на каждой – просто потому что это нужно.

Неоднозначная ситуация и с автобусом до соседнего карликового государства Сан-Марино: продажа билетов на него организована буквально с лотка, а посадка – вообще никак. Автобус мало смотрит на расписание, но следует признать, что ходит чаще, чем оно обещает. Однако на популярную привокзальную остановку в Римини может прийти как пустая машина, так и проходная с минимумом свободных мест. Успех отъезда из Сан-Марино обратно в Италию также зависит исключительно от вашего везения и мастерства.

Немало гор в самой Италии, и так уж исторически сложилось, что государство Сан-Марино образовалось прямо на одной из них. В связи с этим для «столичной» части характерна плотная многоуровневая застройка, так удачно попадающая во всевозможные туристические кадры.

Однако не менее интересны не только кучки ярких крыш мелким планом, но и взгляд изнутри на устройство улиц. Например, парадный вход в дом может быть совсем не на первом этаже, а где-то посередине. Разные уровни улиц связаны лифтами, развернуть иную доступность для велосипедистов и инвалидов в вековой структуре дорог особо негде.

К сожалению, если бы не интересная архитектура и вековая история, Сан-Марино был бы просто рынком шмоток для русских. Логику сложившейся картины сложно понять, если не знать о том, что всё государство — это зона беспошлинной торговли. Ценам это не мешает быть туристическими.

У Сан-Марино есть и, если можно так выразиться, пригороды: из столицы при хорошей погоде открывается вид не только на них, но и чуть ли не на Адриатическое побережье. Несмотря на штампы о карликовости, страна выглядит довольно развитой, насколько это ей нужно. Каково живется гражданам государства, в которое туристы приезжают на несколько часов, - остается только гадать. Но активная жизнь у них точно есть: по местности, которая довольно обширна, не скажешь, что в ней числятся всего 30 тысяч человек.

Между городами Италии хорошо путешествовать по железной дороге. Поезда принципиально не отличаются по ощущениям в зависимости от расстояний, но на более далекое есть возможность приобретать билеты с указанием мест. В стране несколько конкурирующих (добрососедствующих) операторов поездов: для региональных перевозок нужны одни скорости, для забегов через всю страну дорога позволяет разгоняться и до 300 км/ч. Когда-то железной дорогой были соединены и Сан-Марино с Римини, но это рассказ совсем для другого материала.

Порой бывает, что не объявляют станции и в поездах. Но на самих платформах и вокруг них очень старательно расставлены названия станций. Так что в светлое время суток всегда можно сориентироваться, ну а в темное – уже надеяться на объявления.

Мы добрались до Милана. Сразу несколько аналогий с северными соседями: полностью упрятаны под землю в центре городские электрички, а идут по городу они снопом, расходясь лишь в пригороды с обеих сторон. При этом территория Милана вовсе не обязывала так делать, но решение всё равно выглядит оптимальным. И да, здесь действительно можно добраться из разных пригородов в противоположные от мегаполиса без пересадок, варианты не единичны, как в Москве.

Любопытно, что центральный вокзал электрички не обслуживает: для этого есть несколько менее крупных в разных частях города. С Чентрале, являющегося для всех конечной станцией, ходят поезда среднего и дальнего следования. Структура железных дорог позволяет, например, отправлять экспрессы в одни и те же аэропорты с совершенно разных станций, что весьма на руку туристам, базирующимся в определенных районах.

Другие крупные вокзалы Милана – проходные, чем и обеспечивается снопообразная структура линий. Аналогичную систему можно наблюдать в городах Скандинавии и Центральной Европы; сравните с Москвой, где на девять радиусов приходится около двух полных диаметров железной дороги, т.е. сквозных проходов через город, а не тупиков в его центре.

Метро, схемой несколько напоминающее питерское, плотно связано пересадками со всем остальным транспортом. Здесь, кстати, необходимо отметить, что наличие пересадки вовсе не означает, что на другую станцию вам достаточно будет сделать пару шагов. Порой приходится преодолевать расстояния, сравнимые с проходом, скажем, от метро ВДНХ до станции монорельса — в Москве это считается пересадкой снисходительно.

Как и электрички, метро в Милане расположено под землю полностью. Строительство транспортных путей таким образом позволяет не только избавить от лишних препятствий автодороги, но и пользоваться другими преимуществами рытья котлованов. Много где можно встретить ливневую канализацию, представляющую собой не скромные окошки в канавки, а здоровенные решетки, через которые хорошо видно еще метр-два свободного пространства вглубь: там растет трава и идет своя жизнь.

Наземный общественный транспорт представлен трамваями, троллейбусами и автобусами. Первые компенсируют связки метро и электричек, вторым отведены выделенные полосы (!) по периметру центра, а третьи поддерживают всё, что еще осталось не накрытым.

Пропасть в Милане можно, пожалуй, только в случае перекрытия маршрутов из-за прокладки новых, да и то – всегда можно дойти до соседнего транспорта и пользоваться им. Один билет позволяет ехать с любым количеством пересадок в течение 75 минут, турникеты встречаются на станциях, в наземном транспорте - валидаторы.

Не будет откровением, что в крупных городах всегда что- строят или ремонтируют. Но в Европе, когда, скажем, кладут новую дорогу вместо старой, всегда тщательно огородят альтернативный проход для пешеходов и проезд для автомобилей. В России об этом вспомнят только в половине случаев, да и то – какими-нибудь малозаметными столбиками и знаками.

Когда же ремонтируют архитектурное достояние – как Миланский собор, то делают это настолько точечно, что турист спокойно заберется загорать на самую крышу и не заметит неудобств.

К трамваям в городе относятся очень бережно. По самым центральным линиям продолжают ходить образцы полувековой давности, и в то же время можно встретить сверхсовременные агрегаты. Лучшего способа за один заход оглядеть большую часть города, пожалуй, нет.

Вы уже, вероятно, вопрошаете: автор, а как же твои любимые велосипеды? Есть они и здесь, конечно. Помимо личных можно пользоваться велопрокатом – он работает по принципу стоянок, уже знакомому нам в Москве. К сожалению, похоже слишком сильно: велосипеды тяжелые, а чтобы ездить комфортно – надо знать места и заранее планировать маршруты, где дорожки проложены.

Впрочем, тут даже Милан дает прикурить российской столице в плане наличия инфраструктуры для велосипедов. Разве что окраины города стоянками проката не накрыты совсем, да и вряд ли когда-то будут накрыты. Если уверен в дороге – несложно катить и по проезжей части. Но, как, наверное, и в любом мегаполисе, в Милане улицы могут быть полностью заставлены припаркованными автомобилями, что сужает полосы до предела.

Чтобы передохнуть от движения по городу, всегда неплохо зайти в какое-нибудь заведение, но только если вам повезет. Это в курортном Римини недостатка в них нет (а по вечерам уже другая проблема: не найти еще и посадочных мест). По распластавшемуся далеко от моря Милану вне центральной части можно перемещаться час и элементарно не встретить открытого кафе: например, если еще не вечер. Еще большая проблема в городе с общественными туалетами: если они и есть, то в очень уж избранных местах. С этим, простите, даже в Сан-Марино лучше.

Зато для велосипедистов, да и всех прохожих, по городам массово расставлены питьевые фонтанчики. Считается, что пить можно воду и из-под крана, но в любом заведении вам непременно предложат заказать бутилированной воды.

Италия одинаково уверенно обращается и с наличностью, и с безналичным расчетом. Разве что в точках с совсем мелкими покупками у вас попросят «живые» евро из-за неудобной комиссии банка. Беспроводные терминалы не очень распространены: часто нужно со счетом идти к кассе (впрочем, даже при оплате наличными это и так стоит делать для ускорения процесса).

О кухне Италии, точнее, ее северной части, можно уверенно сказать: едят тесто с тестом. Оно обретает формы макарон (спагетти, лапши, пасты — выбирайте более привычное слово), пиццы, пьяд и пьядин (у нас это называют питой), чиабатт и панини, хлебных палочек, а также всевозможных кексов на завтрак.

На берегу уважают морепродукты, в глубине континента мясо разнообразнее. Итальянцы относят пасту к первым блюдам, а на второе предпочитают что-то основательное мясное с символическим гарниром. В качестве салата всегда выступает огромная гора зелени и овощей в разных вариациях.

Где-то в тайных местах существуют и специальные заведения для своих по смешным ценам, но в целом есть в Италии дорого — даже несмотря на объем порций. По 1-2 евро стоит обслуживание, автоматически активируемое, если вы садитесь за столик и получаете приборы. За это вам принесут очередное изделие из теста или нальют после плотной трапезы дижестив.

Пьют в Италии действительно только кофе. Вам его предложат в различных вариантах, не получил распространение разве что фраппе — холодный напиток с колотым льдом, зато есть кофе просто со льдом — шакерато, что в наших краях необычное дело. Чай в меню встречается лишь как одолжение для туристов.

Конечно же, как и любой крупный цивилизованный город, Милан собирает мигрантов. Здесь это выходцы из Африки — в Италию достаточно переплыть Средиземное море. Есть и целые китайские кварталы: каждая вторая вывеска — с иероглифами.

В Италии мигранты наиболее заметны в ресторанах и кафе: они пристают к посетителям с одинаково бордовыми розами. На центральной площади Милана они продают как актуальные вещи вроде зонтиков или платков для входа в храм, так и совершенно неуместные безделушки. Целые отряды под руководством вожаков снуют по парку Семпионе с сумками на продажу, словно уверены, что люди пришли именно за этим, а не загорать на траве и умиляться черепахам в пруду.

Любопытна национальная традиция, которая для местных — обычное дело. Сиеста по-итальянски называется пенникелла и серьезно затрагивает быт граждан. В частности, обеденный перерыв в учреждениях может достигать трех часов, после чего они как ни в чем не бывало открываются и работают до обычного вечернего времени. При этом основные кухни в кафе могут функционировать как раз на время обеда и с вечера, а на остальное время делать свой перерыв.

На этом передохнут и «Опыты Европы». Если что-то в нашем опыте изменится – мы вам обязательно сообщим :)

Рубрики:

Комментарии

© 2011-2018 "Электронная Ивантеевка".Все права защищены
Учредитель, главный редактор - Антонов В.М. Электронный адрес редакции: e-iv2016@mail.ru.  Настоящий ресурс может содержать материалы 12+

Сайт "Электронная Ивантеевка". Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-51764, выдано Роскомнадзором. При любом использовании текстовых материалов сайта ссылка на источник обязательна. Правовая информация.

Редакция
e-iv2016@mail.ru 

Создано на Drupal